Сегодня 26.04
Пора приготовить что-нибудь вкусненькое!

Кулинар Татьяна считает, что это Выбираем продукты. Статья относится к таким кулинарным темам, как .

Страхование потребителей или Кто защищен от испорченных продуктов

16.09.2013

Кино, как правило, далеко от жизни. Но истории в основу сценариев ложатся не во всем выдуманные. Помните, например, один из сюжетов сериала «Дальнобойщики», где персонажу Владислава Галкина – водителю рефрижератора, пришлось принимать роды? При этом он вынужден был нарушить условия перевозки доверенного ему груза вина, отчего продукт испортился.

В жизни дальнобойщиков случается всякое. Иногда груз и его сохранность оказываются не главными вопросами.

Конечно, внезапно рожающие пассажирки в практике дальнобойщиков встречаются не каждый день. К сожалению, как и хеппи-энд с судьбой испорченного груза: покупатель уверил поставщика, что букет вина от всей этой истории стал лишь лучше, приобретя оттенок романтики. А вот ситуация, когда скоропортящийся груз продуктов питания так или иначе пострадал при перевозке, встречается достаточно часто. «Уютная кухня» решила поинтересоваться: «Какой оказывается его судьба в дальнейшем?» Что происходит с испорченными продуктами? И как сделать так, чтобы на наш стол попадали только здоровая и «правильная» еда?

Ответственность перевозчика

Начнем с того, что ответственный перевозчик, который заботится о своем имидже перед заказчиками, при приеме груза не ограничивается справками или счетами-фактурами, а заключает обстоятельный договор. Этот документ изначально оговаривает, в каком случае перевозчик принимает на себя случаи повреждения или порчи товара, возмещая убытки клиента. Если же такого договора нет, перевозчик, как правило, не несет ответственности за сохранность груза.

В соответствии с требованием закона, все автовладельцы оформляют на свои машины полис ОСАГО. Крупные и опытные страховщики, как, например, страховая компания «Прогресс-Гарант», всегда напоминает о желательности сочетания этого полиса с программой КАСКО. А вот добровольное страхование ответственности при перевозке груза, чаще всего, остается без внимания. Большинство мелких перевозчиков предпочитают рассчитывать на «авось», стремясь сэкономить. Тем более что (см. выше) от ответа в случае порчи товара легко можно уйти.

Далеко не каждый перевозчик готов со всей ответственностью подойти к транспортировке продуктов.

Ответственность поставщика

С одной стороны, поставщик снимает с себя ответственность за товар сразу после того, как тот перешел к перевозчику. С другой стороны, если порча произошла из-за ненадлежащей упаковки, ущерб придется возмещать. Значительно облегчает эту задачу поставщикам продуктов питания современная пластиковая упаковка, способная обеспечить сохранность товара. Однако любой контейнер не в силах защитить продукты от порчи в случае, допустим, аварии рефрижератора – неважно, была это поломка терморегулирующего оборудования или и вовсе ДТП.

В США и европейских странах принято страховать имущество при его транспортировке. В России же, как показывает статистика, лишь половина владельцев груза делает это. И даже такие крупные фирмы, как страховая компания «Ресо-Гарантия», имеющая представительства практически во всех городах нашей страны, достаточно редко заключают подобные договоры. Большинство предпринимателей считают оплату добровольных страховых взносов на случай порчи отправленного груза лишь ненужными расходами.

Производитель стремится любым путем обеспечить потребителя свежими продуктами. К сожалению, не всегда честно.

Ответственность получателя

Безусловно, потребовать страхования груза при перевозке может и получатель. Особенно в том случае, когда перевозчик выбирается им самим. Однако и этого в большинстве случаев не происходит. Ведь в собственность товар переходит, чаще всего, лишь после получения. И гораздо проще отказаться от испорченных продуктов, нежели брать на себя ответственность за их судьбу. Кроме того, далеко не единичны, к сожалению, случаи, когда производитель заранее ставит на упаковке товара дату, соответствующую срокам поставки, а отнюдь не выпуску. Поэтому малейшая задержка в пути может оказаться гибельной для такого продукта, несмотря на все старания перевозчика.

Если же в момент получения груза что-то было упущено и факт порчи не выявлен, ответственность полностью ложится на плечи получателя: уже никому ничего не докажешь. А значит, нести убытки придется самостоятельно.

Что ждет испорченный товар?

По закону испорченные или просроченные продукты питания должны быть списаны. Но на практике соблюдать это требование мало кто желает. Поэтому никого не удивляют предлагаемые по заниженной цене «пострадавшие» продукты. И это – в лучшем случае. В худшем потребителя просто стремятся обмануть. Вариантов для этого придумано множество, начиная с элементарной перебивки даты изготовления/упаковки.

Страховка потребителя

К сожалению, никто еще не придумал варианта страхования покупателя от недобросовестного продавца. Закон «О защите прав потребителя», хотя и существует, но на практике реализуется с огромным трудом. Во многом на это влияет низкая правовая грамотность и активность самих потребителей, т.е., нас с вами. Согласитесь, мы чаще смиряемся со случаями обмана в торговле, нежели обращаемся к юридическим вариантам решения проблемы? Хотя бы потому, что такой, вроде бы и правильный, вариант сопряжен с множеством бюрократических сложностей.

Иногда при покупке нелегко определить истинное качество продуктов.

Как защититься от испорченных продуктов

Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И никто о нас не позаботится лучше нас самих. Поэтому стоит соблюдать некоторые правила, чтобы обезопасить себя от приобретения некачественных продуктов питания.

  • Прежде всего, следует знать: нарушения, связанные с реализацией испорченных продуктов, чаще всего выявляются в крупных супермаркетах. Можно предположить, что это связано с крупным товарооборотом и нежеланием, следовательно, нести значительные убытки. Конечно, «Уютная кухня» не призывает вас отказаться от покупок в крупных продуктовых магазинах совсем. Но повысить бдительность при выборе товара – обязательно.
  • Предпочтительнее выбирать продукцию местных производителей. Особенно это касается скоропортящихся товаров. Само собой разумеется: чем меньше расстояние и время транспортировки от производителя к потребителю, тем меньше шансов, что продукты окажутся испорчены.
  • Лучше выбирать «натуральные» продукты вместо полуфабрикатов или продуктов, готовых к употреблению. В процессе производства пельменей, котлет, колбасы или консервов гораздо выше вероятность того, что на каком-то из этапов сырье или конечный продукт окажутся испорченными. Значительно меньше шансов на это у свежего куска мяса.
  • Не стоит приобретать готовую продукцию в кулинариях. Какими бы красивыми не казались салатики и прочие вкусности в этих заведениях, помните: через эти торговые точки многие продавцы стремятся реализовать продукты, которые по закону подлежали списанию (в лучшем случае – были к этому близки).
  • И, конечно же, выбирая продукты в магазинах и на рынках, внимательно изучайте их упаковку, внешний вид, маркировку на этикетках. Никогда не надейтесь на добросовестность продавца.

Ну а в завершение статьи предлагаем вам посмотреть видео, которое подскажет, что делать, если вы все же купили некачественные продукты? «Уютная кухня» надеется, что наши рекомендации будут вам полезны и помогут питаться правильно. Ешьте вкусно и будьте здоровы!

Лукьяненкова Татьяна, специально для сайта «Уютная кухня».

Для любых предложений по сайту: [email protected]